MENUMENU
MENUMENU

Система работы с одарёнными детьми

На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Поэтому проблема способностей и одаренности одна из более обсуждаемых в последние годы в сфере педагогики, психологии и практике образования.
Работая над решением проблемы развития ранней одаренности младших школьников, мы пришли к созданию своей системы, обеспечивающей качественный результат. В данной системе интегрируется деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей, где каждому определено свое место и роль. Эта система была определена как школьная академия одаренности. Создана она с учетом возрастных особенностей младшего школьника и поэтому она регламентируется для школьников Сводом законов школьной академии, где на доступном языке для детей, описывается как поступить в академию, как получить сертификат лучшего из лучших, кубок кафедры и другие награды, оговариваются правила защиты проектов, коллективной деятельности. Педагогический коллектив руководствуется нормативной базой регламентирующей деятельность, в том числе, внутренними локальными актами. Это и положение о школьной академии, кафедрах, где прописаны функции каждой структуры, последовательность действий, и многое другое, о котором будет в дальнейшем сказано.
Первым этапом обучения в школьной академии является диагностика (будет представлена психологом школы), это прописано в Законе для детей как кастинг поступления на кафедру: интеллектуальная, творческая и спортивная. Учитываются также интересы учащихся, эти кафедры определены нами по результатам диагностики и являются актуальными в нашей школе. А педагогам на её основе вырабатываются пути коррекции и определяется направленность на необходимую для обучающихся Обучение в них способствует развитию данного вида одаренности. Пройдем дальше по нашей академии. Кафедры делятся на ассоциации. Поступившие в «Я- исследователь» получают навыки исследовательской деятельности, проводят эксперименты, создают свои проекты, презентуют их, выходят в классы для их представления и на более высокий уровень. Так совместно с городским отделом образования и городским центром «Дарын» на базе нашей школы уже четвертый год проходит научно- исследовательский конкурс проектов для учащихся начальных классов «Ступеньки открытий ». Ежегодно наши дети приносят призовые места, и каждый год их количество растет. Так, в текущем году из 23 представленных проектов 19 были присуждены призовые места. Принимаем участие в городском и областном турах научно- практической конференции «Зерде», в которой также достаточно высокий показатель призовых мест. Руководит данной ассоциацией преподаватель Костанайского государственного университета, которая является членом созданного при академии научного центра. С педагогами, а их у нас два заключены договора и, имея научные часы, они осуществляют обучающую, консультативную, направляющую деятельность. На примере, «Я- исследователь» остановлюсь подробнее на обучении в каждой ассоциации. Руководителем составляется программа деятельности кафедры. Каждому учащемуся предоставляется возможность для самоопределения и самовыражения, под руководством опытного педагога составляется индивидуальный план работы — своеобразная индивидуальная траектория развития, которая прослеживается через сертификат достижений, он является мониторингом деятельности ребенка от поступления в академию и до её окончания. Оценивание деятельности детей проводится через своеобразные «академчики», при получении определенного количества выдаются сертификаты, грамоты с присвоением различных званий «Лучший из лучших », «Самый оригинальный», вручаются кубки, медали. По окончании обучения в академии выдаётся диплом об окончании. Такая форма обучения оценивания развивает мотивацию, побуждает к деятельности. По результатам мониторинга достижений учащихся, в том числе по результатам их участия конкурсов, мероприятий различного уровня определяется рейтинг педагогов.
Существует также ассоциация «Полигистер», где учащиеся готовятся к очным познавательным городским играм (Бастау, Білгіштер). Здесь неоходимо иметь широкий кругозор знаний , владеть надпредметными умениями. «Робокоп» Но робототехника – это не только интересно, но и полезно для обучения детей. Не последнюю роль на занятиях по робототехнике занимает развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук детей важно для их общего развития, так как точные координированные движения необходимы, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание , мышление, координация , воображение, наблюдательность
Ассоциация «Юный Эрудит» работает через дистанционную игру «Юный эрудит» основанную на платформе ЭС «Кунделик». Игра создана заместителем директора по ИКТ Томиной Т.Н. Кроме развития интеллектуальных способностей дистанционная игра «Юный эрудит» направлена на развитие таких функциональных навыков по ИКТ как умение пользоваться компьютером, самостоятельно находить необходимую информацию на различных web-ресурсах и грамотно её использовать. Игра состоит из двух туров: 1 тур – отборочный, 2 тур – финальный. Учащиеся в электронном виде получают задания по определённой тематике. Время ответов для 1 тура – неделя, для второго – 3 дня со дня опубликования заданий. По окончании каждого этапа игры подводятся итоги и размещаются и в ассоциации для участников форума, и на общей ленте объявлений, для всех пользователей ЭС «Кунделик». Это придаёт значимость игре, гордость победителей за свои интеллектуальные достижения. Стоит отметить, что игра пользуется популярностью среди учащихся, уже количество участников доходит до 80. Заключительное подведение итогов – чествование и награждение победителей на школьной линейке.
Актуальной является языковая ассоциация «Смарт лингвист» Её задачи внедрить полиязычное образование в процесс обучения, создание полиязычной среды в школе, формирование умения взаимодействия с представителями других культур. Два раза в месяц с членами ассоциации «Смарт лингвист» проводятся внеклассные мероприятия в форматах: круглый стол, квест, «Своя игра», викторина и др. В начале семинара можно было увидеть результаты деятельности данной ассоциации.
К тому же действуют творческая кафедра.
История возникновения театрального направления в школе – гимназии началась (с того времени, когда начальной школе был присвоен статус «школа – гимназия) более 5 лет назад, когда директор школы Сарычева Л.Н. пригласила актера русского драматического театра Максима Слепченкова для создания театральной студии. Свои знания, опыт и мастерство он передал детям. Ребята объединены в ассоциацию «Лицедеи»
Слепченков М. в школе уже не работает, но театральный кружок востребован. Школьники с удовольствием посещают театральную студию, а затем демонстрируют свой талант педагогам, родителям и учащимся на концертах и праздниках.
Ассоциация «Музыкальная капель»
В детской среде пользуется спросом хор и вокальный кружок. Музыкальное воспитание детей имеет важную роль в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка, они приобщаются к культурной жизни.
«Волшебная струна»
Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа Возвращение к истокам казахской культуры формирует у ребят чувство патриотизма, уважение к многовековым традициям.
Домбра и кобыз– это бесценная реликвия, талисман казахского народа. Ни один праздник в школе – гимназии не обходится без игры на этих инструментах.
«Модерн»
Хореография – самый востребованный вид деятельности среди ребят. Танцы – это здоровье, психологический комфорт и физическое совершенство. Занятия танцами позволяют вырабатывать навыки, которые необходимы в повседневной жизни: дисциплина, ответственность, уверенность в своих возможностях. На протяжении многих лет, наших ребят с танцевальными номерами приглашает автодорожный колледж на свои праздничные мероприятия.
«Самоделкин»
Главное в творчестве — это желание творить, стремление создать что- то новое. В школе работают кружки вязания, квиллинга, бисероплетения. Стало традицией дарить ветеранам труда подарки, сделанные своими руками: вязаные прихватки, брелочки и заколки из бисера, игрушки, открытки и т.д .Развитие мелкой моторики одна из задач деятельности. Всем известно , что она положительно влияет на интеллект.
На спортивной кафедре работают ассоциация «Спортландия» и «Олимп».
Спортивная площадка подвижных национальных игр особенно привлекает мальчиков. Здесь ребята могут проявить не только физические способности, они учатся вырабатывать силу воли, дисциплину, целеустремленность. Они учатся работать в команде. Возрождение национальных игр способствует сохранению исторических традиций и культуры казахского народа, что также важно в формировании патриотизма.
Игра в тогызкумалак и шахматы развивает логическое мышление, выдержку. Проводимые занятия способствует не только интеллектуальному развитию детей, но также умению анализировать, отстаивать свою позицию. У ребят хорошо развиты коммуникативные качества, что являются основой взаимоотношений с окружающими.
Важнейшей ассоциацией является родительское объединение, которые являются и спонсорами , участниками , советчиками , а иногда и организаторами мероприятий для детей. Только в содружестве с ними мы имеем положительный результат.
Одной из кафедр школьной академии мы определили как технологическая кафедра. Педагогу нужны специальные знания , чтобы работать с одаренными детьми .К обучению педагогов мы привлекаем наш научный центр через проведение интерактивных форм обучения: тренинги, коучинги, проектную деятельность , совершенствуют навыки исследовательской и экспериментальной деятельности. Здесь стоит сказать, что школа всегда работает в инновационном режиме. В течение последних лет работали в режиме экспериментов. Это городские площадки «По ступенькам толерантности», «Развитие чтения и письма младших младших школьников», результаты которых доказали свою эффективность, опыт был представлен на городском, областном , республиканском уровнях через СМИ, конференции, конкурсы .В рамках эксперимента «Развитие чтения и письма младших младших школьников» было организовано сотрудничество с коллегами из «Санкт- Питербура» через очные встречи, дистанционные общения. Опыт заинтересовал областные школы. В данный момент мы являемся школой- ментором Люблинской средней школы Карасусского района. Составлен план сотрудничества, проводятся деловые встречи. В текущем году на базе школы- гимназии функционирует сразу два эксперимента « Реализация идей программы «Рухани жаңғыру» через учебную деятельность» и эксперимент по трёхъязычью. Здесь также уже есть определенные результаты.
Обучение на кафедре технологии, безусловно, имеет свое логическое завершение , необходимое завершение в виде психолого- педагогического сопровождения академии.. Так, в текущем году педагоги получили на свои авторские работы 25 номеров Республиканской книжной палаты . Из них касающихся детской одаренности 14. Отдельные работы пропагандируются в средствах массовой информации, на страницах ИНТЕРНЕТ ресурсов, участвуют в конкурсах. Так, учебно- методический комплект «По волнам моей речи» и «Сөз сиқырын ұғайық» получил высокую оценку на городском , областном уровне, на Республике педагоги школы- гимназии также представили эту работу. В текущем году 3 педагога на областном уровне обобщили свой опыт по развитию одаренности и получили сертификаты
Конечно, в целом вся система дает результативность, ведь работаем мы для детей и вот наши результаты за последние три года. На слайде показаны призовые места от международного до городского уровня. Прослеживается развитие ранней одаренности по всем направлениям. В нашей системе главное – это дети. Поэтому заканчиваю свое выступление словами В.А. Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»