MENUMENU
MENUMENU

Воспитание патриотизма у будущего поколения казахстанцев в контексте программы «Рухани жаңғыру»

Воспитание патриотизма у будущего поколения казахстанцев в контексте программы «Рухани жаңғыру»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач нашего современного общества, а детство — самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине.

Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладывается образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам. Я думаю, слова великого мыслителя Аль-Фараби о том, что «образование, полученное без воспитания, может обернуться против человечества», актуальны и сегодня.

Невозможно считать патриотом человека, не знающего историю своей страны, не знакомого с культурой своего народа. Познание родной истории напрямую связано с поиском самоопределения. Определение себя как части общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин Казахстана» — важный момент в духовном и эмоциональном развитии ребенка.

В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского – воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации он воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.

Нравственно–патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В основе этого сложного педагогического процесса  лежит развитие у ребенка нравственных чувств. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения в нем нравственных и эстетических чувств.

Чувство Родины….Оно начинается у детей с их отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Например, во время занятия на тему «Моя семья» у детей с помощью элементов игры формируется представление о родном доме, при этом у них развивается чувство ответственности за старших и младших членов семьи.

На занятиях дети приобретают такие умения и навыки, как: наблюдать, сравнивать, замечать происходящие  изменения, выполнять творческие задания и строить взаимоотношения с окружающими. Так, например, на занятии по теме: «Моя родина – Республика Казахстан» дети получают знания о нашей стране, народах, живущих в ней, о ее природе.

Формируя у дошкольников знания о национальных  традициях и обрядах казахского и русского народов, приобщая к традициям, углубляя и расширяя знания детей о национальной культуре Казахстана, мы воспитываем у детей интерес, уважение и любовь к прошлому и настоящему своей Родины. Необходимо  показывать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Также  подводить детей к пониманию, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и покой людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитывать и формировать патриотизм, необходимо уважением к правам и свободам государства. Поэтому трудно переоценить роль в этом процессе детских дошкольных учреждений, которые с каждым годом все активнее включают в свою работу проведение мероприятий по формированию патриотического сознания граждан. Не один год нужно работать в этом направлении: воспитание основ гражданственности уважения к правам и свободам. Воспитание духовно-обогащенной личности – это многогранный трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и общество, и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение детей, которые станут основой духовно – обогащенной нации.