MENUMENU
MENUMENU

Основные проблемы молодого учителя

«ГУ Школа – гимназия №5А отдел образования акимата г.Костаная»

Тема: «Основные проблемы молодого учителя»

Подготовила:

Педагог-психолог Хусаинова А.А

Костанай 2015г.

Легко ли молодому учителю в современной школе?

В начале своей профессиональной деятельности молодой учитель еще достаточно слаб, не имеет представления о том, с кем ему придется работать. Во-вторых, он совершенно не понимает, что его первая работа — это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами. В-третьих, это возрастной фактор. Для выпускника вуза, который старше своих учеников на 5-8 лет, ситуация выглядит весьма пугающе.

Весь первый год молодой человек мало что понимает из происходящего, но он очень старается, пытается вписаться в школьную жизнь, и все равно совершает кучу ошибок. Ответственность за каждый свой шаг не дает расслабиться. Но это не самое страшное. Сложности поджидают его и на уроках с детьми. Умение «держать класс» — это самая, на мой взгляд, существенная проблема молодого педагога. Чтобы создать условия для перевода детских умов в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что все идет легко, свободно и естественно.

Но это не все. Возвращаясь домой, учитель садится работать, его рабочий день не заканчивается и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени.

А если начинающий педагог получит ещё и классное руководство?! Большинство родителей считают молодого учителя «неоперившимся птенцом», которому страшно доверить самое дорогое – детей и процесс их воспитания. В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать ему возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей, но новичку от этого не легче. Естественно, срабатывает и возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от молодого человека, которому лишь слегка за двадцать.

Пройдя через череду описанных проблем, молодой учитель в конце первого учебного года может задать сам себе вопрос: «Ради чего?» Однако становится жаль потраченных усилий, старания, времени, и он понимает, что да, нелегко, но я все равно буду работать, я остаюсь. Что может повлиять на принятое им решение?

Понятно, что одномоментно решить все проблемы невозможно. Но если у новичка появляется мощный стимул, то все это отступает на второй и третий план. Для меня одной из составляющих пути преодоления проблем стала, как ни странно, помощь детей. Они как-то подсознательно почувствовали, что мне было очень тяжело, и начали «помогать»: с готовностью шли на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями выполняли заданное, своими силами одергивали особенно распоясавшихся одноклассников. Детское тепло, явно или неявно выраженное, я ощущала очень сильно. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними учитель, обладающий притягательными для них качествами.

Немаловажный момент для подбора будущих педагогических кадров — это выявление еще на школьном этапе выпускников, имеющих способности к педагогике. Важно не только увидеть таких учеников и убедить молодого человека выбрать и поступить в педагогический вуз, но и остаться работать в школе. Одним из вариантов решения этой проблемы считаю незаслуженно забытое обязательное распределение. Если абитуриент изначально знает, что педвуз для него – это не только наиболее доступное высшее образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент тех, кто пойдет учиться по призванию, кто, как говорится, «с детства мечтал быть учителем».

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Цель: Стимулировать молодого педагога на активный поиск решений возникающих на уроке проблем.
Задача:
1.Познакомить с проблемами, возникающими на уроке.
2.Показать возможные выходы из проблемных ситуаций.
3.Создать условия для формирования коллектива
Целевая аудитория: молодые специалисты
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, 4 листа ватмана, толстые маркеры (по числу участников), бейджики с именами, листочки с названиями подарков, полоски бумаги (А4 на 4 части), скотч, ножницы, репродукции картин: «Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»
Время: 1 час 10 мин (время может варьироваться от количества участников, в данном семинаре принимало участие 10 человек)
Круглый стол проводится в начале октября, когда молодые специалисты провели несколько уроков и получили определенное представление о том, какие проблемы им предстоит решить. Идеи:
«Девятый вал» — вы чувствуете себя на уроке как во время шторма, вы на плоту или ваши ученики
« Опять двойка» — ваши ученики двоечники, вы ставите только двойки, потому что домашнее задание не сделано
«Три богатыря» — вы чувствуете себя уверенно, как богатыри,
«Переход Суворова через Альпы» — ваши ученики готовы пойти за вами, как солдаты за Суворовым в Альпы, они высоко мотивированы,
«Устный счет» — ваши ученики все заняты делом на уроке,
«Взятие снежного городка» вы штурмуете или вас штурмуют 10 Листы бумаги
9.слайд
Портрет учителя, ученика
Знак «стоп»

Картины («Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»
Итак, Место, где Вы реализуете себя как учитель, и называется уроком. Именно сюда Вы приходите с надеждой и волнением, именно здесь, Вы, наконец, понимаете, не ошиблись ли с выбором профессии.
Одна из таких «вечных» проблем, с которой Вы наверняка встретитесь, будет заключаться в том, что в одном классе окажутся дети с очень разным уровнем подготовки, способностей и мотивации в учёбе. Соответственно, к каждому из них потребуется свой подход. Это очень серьёзная проблема, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания .В такой ситуации я предлагаю, прежде всего, определить, кто из учеников какому уровню соответствует. Естественно, делать это нужно с самого начала работы в данном классе. Однако задача это довольно трудная и начинающему преподавателю здесь очень легко ошибиться, но делать это всё равно придётся. В противном случае Вы будете выполнять сизифов труд, тратить силы и энергию на заведомо бесперспективное занятие — стремление обучить всех одинаково хорошо. Это всё равно невозможно, а, теряя понапрасну время, Вы не сможете нормально обучить и достаточно перспективных учеников.

 

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей
  2. Найди себя, свой образ.
  3. Не замыкайся в своем учительстве.
  4. Будь счастливым , будь оптимистом.
  5. Будь честным и правдивым
  6. Цени юмор в общении с учениками.
  7. Не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть
  8. Помни о комплексном характере учительского труда
  9. Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижателей

Абсолютных правил нет. Думай сам !

Памятка для молодого учителя

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.