MENUMENU
MENUMENU

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ «МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ БАЛАЛЫҚ ШАҚ» РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ОРТАЛЫҒЫ

Үлгілік оқу бағдарламасының мазмұнын игеру бойынша балалардың біліктері мен дағдыларының  дамуына мониторинг жүргізу бойынша

ӘДІСТЕМЕЛІК ҰСЫНЫМДАР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению мониторинга развития умений и навыков детей по усвоению содержания Типовой программы

Астана 2017

Разработаны на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан

Методические рекомендации по проведению мониторинга развития,  умений и навыков детей по усвоению содержания Типовой программы, Астана, 2017 -94 стр.

Рецензенты:  Жиенбаева С.Н., д.п.н., Салиева А.Ж., к.п.н.,  Алимбетова Г. К., методист

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи педагогическим работникам дошкольных организаций в вопросах единого подхода к внедрению Системы индикаторов по отслеживанию развития, умений и навыков детей в дошкольных организациях. Данные рекомендации адресованы педагогическим работникам дошкольных организаций, студентам ВУЗов и колледжей педагогических специальностей.  

«Методические рекомендации по проведению мониторинга развития, умений и навыков детей по усвоению содержания Типовой программы» рассмотрены и рекомендованы Научно-методическим советом Республиканского центра «Дошкольное детство» МОН РК (протокол № 3 от 7 февраля 2017 г.)

Республиканский центр «Дошкольное детство», 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обновление содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ориентированное на качественную подготовку детей к школе, обусловлено образовательной политикой Республики Казахстан.

Одной из основных задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее — ГПРОН) в сфере дошкольного образования является совершенствование системы индикаторов по отслеживанию развития умений и навыков детей дошкольного возраста. Система индикторов в дошкольных организациях будет разработана и внедрена, согласно ГПРОН,  в 2017 году.

Понятие «индикатор» определено в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее-ГОСДВО), как показатель уровня развития ребенка. Показатели уровня развития ребенка предусмотрены в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа), как ожидаемые результаты освоения ребенком программного материала. 

Уровень развития детей дошкольного возраста определяется в соответствии с навыками, формирующимися в ходе усвоения детьми содержания образовательных областей Типовой програмы и измеряется в соответствии с индикаторами развития детей. Отслеживание уровня развития детей в соответствии с ГОСДВО, осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка  и предполагает наличие 3-х уровней:

1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;

2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;

3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.

Основной проблемой при организации диагностики в детском саду является отсутствие единых подходов к данному вопросу. Используемые методики диагностики не отвечают требованиям обновленного содержания нормативных документов в сфере дошкольного образования.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи педагогам в проведении мониторинга усвоения детьми содержания Типовой программы. 

Задачи:

  • разработка единого подхода к внедрению системы индикаторов по отслеживанию развития умений и навыков у детей в дошкольных организациях;
  • проведение диагностики (стартовый, промежуточный и итоговый контроль) по усвоению содержания Типовой программы;
  • автоматизация проведения мониторинга развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации включают следующие разделы: «Основные требования к проведению мониторинга», «Организация и проведение диагностики по отслеживанию развития, умений и навыков детей дошкольного возраста», «Основные методы измерения уровня развития ребенка», «Автоматизация проведения мониторинга развития детей дошкольного возраста». 

Ожидаемый результат: внедрение системы индикаторов по отслеживанию развития умений и навыков у детей в дошкольных организациях.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА

Система индикаторов основана на комплексном подходе к отслеживанию достижений в развитии ребенка, выявлению путей и способов овладения умениями и навыками.

Мониторинг развития  ребенка дошкольного возраста позволяет зафиксировать динамику его развития на разных этапах, оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуальному развитию и скорректировать дальнейшую работу с ним.

Система индикаторов имеет следующую структуру:

  • образовательная область – категория, определяющая содержание образования;
  • организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике;
  • навыки – ожидаемый результат развития ребенка за определенный период времени в конкретной возрастной группе.

Динамика развития основных навыков в течение учебного года наблюдается в результате мониторинга, который проводится 3 раза в год. Данные мониторинга отражают процесс усвоения ребенком содержания Типовой программы в соответствии с его возрастом.

Индикаторами для проведения мониторинга усвоения содержания  Типовой программы определены ожидаемые результаты по образовательным областям, которые представлены по полугодиям.

В соответствии с ГПРОН диагностика будет проводиться в начале, середине и в конце учебного года:

стартовый – 1-10 сентября;

промежуточный – 10-20 января;

итоговый – 15-25 мая.  

Стартовый контроль проводится на основе данных предшествующей возрастной группы (ожидаемые результаты ІІ полугодия). На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогамиспециалистами определяется уровень  личностного развития ребенка, а также определяются задачи, требующие педагогической поддержки ребенку в предстоящем году.

По итогам I полугодия проводится промежуточная диагностика (в январе). Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики  педагоги при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (в мае) на основе ожидаемых результатов II полугодия. 

Результаты мониторинга определяют овладения ребенком навыков (здоровьесберегающих, коммуникативно-языковых, познавательных, творческих и социальных), определенных ГОСДВО и перспективы дальнейшего педагогического процесса с учетом новых задач развития.

Таким образом, сформированные навыки ребенка задают модель выпускника дошкольной организации: 

1)физически развитый;

2)любознательный;

3)активный;

4)эмоционально отзывчивый;

5)овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

6)имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

7)овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.

При проведении мониторинга уровня развития детей педагог должен знать:

  • требования ГОСДВО;
  • содержание Типовой программы;  
  • основы информационных технологий;
  • порядок заполнения Индивидуальной карты развития ребенка, Листа наблюдения (по группе); 

владеть:

  • основами теории дошкольной педагогики и психологии;
  • методами измерения уровня развития ребенка: наблюдение, создание игровых ситуаций, деловая игра, беседа, вопросы и ответы, результаты продуктивных видов деятельности и др.; 
  • техническим инструментарием для сохранения полученных данных;
  • информационно-коммуникативными технологиями. 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ОТСЛЕЖИВАНИЮ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В системе дошкольного воспитания и обучения «мониторинг» — относительно новое понятие и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».

Педагогическая диагностика — это деятельность педагога, направленная на изучение уровня освоения ребенком содержания Типовой программы прогнозирование образовательного процесса. 

Цель мониторинга — выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения.

Функции мониторинга:

интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;

диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;

информационная, являющаяся способом систематического получения  информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого ребенка.

Реализация педагогического процесса возможна при наличии необходимой предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации.

Результаты усвоения ребѐнком программного материала оцениваются по 10 бальной системе: 

I уровень  – от 1 до 3 баллов;

II уровень – от 4 до 6 баллов;

III уровень – от 7 до 10 баллов.

Педагог фиксирует динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе организованной учебной деятельности, в период общения его со сверстниками и взрослыми, свободной игровой деятельности, режимных моментов.

Для проведения диагностики предлагаются «Лист наблюдения», «Индивидуальная карта развития ребенка».

«Лист наблюдения» включает данные усвоения программного материала детьми определенной возрастной группы. 

Цель: Отслеживание индивидуальных достижений развития ребенка по освоению содержания Типовой программы.

Функции Листа наблюдения: учет, контроль, анализ, определение уровня освоения Типовой программы. 

Лист наблюдений заполняется педагогом в начале, середине и конце учебного года (стартовый контроль, промежуточный и итоговый) с подведением итогов (среднего балла) освоения ребенком программного материала в разрезе образовательных областей. На основании полученных данных в «Листе наблюдений» педагог выявляет детей, которым необходима дополнительная работа по выравниванию знаний, умений и навыков в усвоении содержания Типовой программы, определяет задачи и планирует дальнейшую коррекционную работу с ребенком в Индивидуальной карте развития ребенка.

Результаты мониторинга определяют уровень развития ребенка, выделяют его достижения или возможные проблемы. 

Педагог заполняет результаты усвоения ребенком программного материала ОУД по образовательным областям по 10-ти балльной системе.

«Лист наблюдения» в электронном варианте передается методисту дошкольной организации.

Порядок заполнения Индивидуальной карты развития ребенка

Цель: диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, оценка эффективности педагогических действий и дальнейшее планирование его образовательной траектории. 

Функции: диагностика, выявление результатов, определение уровня усвоения ребенком содержания Типовой программы, коррекционная работа, отслеживание процесса развития, а также определяются задачи, требующие педагогической поддержки ребенку на год.

Индивидуальная карта развития ребенка заполняется педагогами, работающими в группе и ведется на всем протяжении пребывания ребенка в дошкольной организации. 

В Индивидуальной карте развития ребенка, в разделе «Примечание», педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для индивидуальной коррекционной работы с ребенком после каждого этапа диагностики.  

Педагог подсчитывает достижения ребенка в виде общего количества баллов и определяет средний балл освоения Типовой программы и переходит к следующему этапу заполнения.

Методист дошкольной организации объединяет Листы наблюдений групп в Сводный отчет и подсчитывает количество баллов в рамках дошкольной организации. Проведенный анализ позволит сравнить достижения каждой возрастной группы по образовательным областям и выявить уровень профессиональной компетентности педагога (владение инновационными технологиями, умение интегрировать образовательный процесс и др.). 

Материалы мониторинга по развитию детей хранятся в электронном виде в методическом кабинете.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Выбор методов измерения уровня развития ребенка зависит от цели диагностирования. Методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных: низкоформализованные (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и др.) и  высокоформализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).

Ведущим методом проведения мониторинга является метод наблюдения,  который проводится за ребенком в естественных ситуациях.

Для получения дополнительной информации, можно провести анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, что позволяет добиться точности получаемых данных мониторинга.

На основе диагностики педагогом в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами определяются задачи работы  с ребенком.

При проведении диагностики следует опираться на следующие условия:

нацеленность на оказание помощи ребенку в освоении содержания Типовой программы;

сравнения итогов оценивания с ожидаемым результатом;

проводить диагностику в привычной для ребенка обстановке.

Использование в педагогическом процессе дошкольной организации технологий образовательного мониторинга позволит решить следующие задачи:

  • проведение диагностики по отслеживанию развития умений и навыков детей;
  • использование единого инструментария для объективного оценивания  динамики развития детей;
  • системность проведения мониторинга, включенность в педагогический процесс.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение системы индикаторов по отслеживанию развития  умений и навыков детей по освоению содержания Типовой программы в соответствии с требованиями позволит:

  • объективно отслеживать достижения детей;
  • обеспечить индивидуальный подход в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
  • совершенствовать образовательный процесс в дошкольной организации на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий педагогов;
  • определить уровень освоения ребенком содержания каждой из образовательных областей и Типовой программы в целом.