MENUMENU
MENUMENU

Пособие «Подготовка учащихся начальных классов к внешнему оцениванию учебных достижений» (методические рекомендации)

Пособие «Подготовка учащихся начальных классов к
внешнему оцениванию учебных достижений»
(методические рекомендации)

 

 

Составитель:

Ивушкина А.А.,

Педагог- психолог

Костанай

I

Методические рекомендации педагогам

  • Психологический комфорт учащихся на уроке;
  • Психологические упражнения, игры в помощь педагогу при подготовке учащихся к внешнему оцениванию учебных достижений
  • — Как лучше подготовиться к урокам

— Поведение на экзамене

— Способы снятия нервно-психического напряжения

— Как бороться со стрессом

  • Памятка организаторам проведения ВОУД;
  • Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзамена;
  • Приемы совладения с экзаменационной тревожностью
  • Готовим к ВОУД: стратегии работы с детьми группы риска;
  • Модель личности учащегося, обладающего специальными умениями необходимыми для обеспечения готовности к промежуточному государственному контролю.

«Психологический комфорт учащихся на уроке»

«Все в твоих руках» (Притча).

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел дока­зать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спро­сил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих ру­ках».

В наших руках возможность создать в школе, на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «ком­форт? »

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К — красота…
о — органичность…
м — мама…
ф — фантазия…
о — отдых…
р — радость…
т — тепло…

 

В настоящее время ученые в области педагогики и психоло­гии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образова­ния, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в шко­ле атмосферы психологического комфорта.

«Общеобразовательная школа должна формировать целост­ную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», «инициативности, самостоятельности, толерант­ности, способности к успешной социализации в обществе».

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «я», делать вы­бор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода ини­циатив, внесение интересных предложений; где развивается го­товность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического ком­форта, которая является одновременно и развивающей, и психо­терапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную дея­тельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт — заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление»

Психологический комфорт — условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищать­ся.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образова­тельной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по воз­можности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковы­вает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «заме­шаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребен­ка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не толь­ко для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание ат­мосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Что требуется от педагогов?

В первую очередь, успокоиться самим и верить в своих детей, в успешность выполнения ими заданий. Во-вторых, не запугивать детей возможными неудачами, которые могут возникнуть в результате не сдачи ВОУД, т.к. это не приведет к желаемому положительному результату. В-третьих, создать ситуацию успеха для учащихся, например, подбодрить их словами: «Чем лучше вы выполните это задание, тем больше плюс для тебя и тем больше вы порадуете своими успехами родителей и, конечно же, меня». Нужно просто постараться объяснить детям, что задание, которое они будут выполнять, очень важны как для вас (учителя), как для самих учащихся, так и для всей школы.

Для младшего школьника взрослый человек является авторитетом, значимым человеком — он (учащийся) прислушивается к нему и старается ответственно выполнить все, что его попросят. Если учитель сам уверен в успехе, то и класс будет успешен. Не стоит повышать голос на ребенка, если у него вдруг что-то не получилось. Стоит его подбодрить словом, например, «Не переживай, в другой раз получится намного лучше». Владейте ситуацией. Если учитель сам не внушает детям чувство тревоги по средствам запугивания или ожидания неудач, то учащиеся будут успешными в выполнении любого задания. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших «и «плохих», «ум­ных» и «глупых».

Каждый ребенок должен ощущать веру учите­ля в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Исходя из этого определения были составлены

следующие рекомендации:

— Наличие или отсутствие психологического комфорта оказы­вает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге — на его успеваемость.

Комфортные условия, в которых находится человек, всегда способствуют проявлению свободы действий, логическому и верному ходу мыслей, желанию сделать большее, создают ситуа­цию успеха.

— Безопасная среда, атмосфера психологического комфорта яв­ляется одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

— Никакое действие не должно повредить физи­ческому или духовному здоровью ученика.

Слово, порой, может ранить больнее и глубже ножа. Поэтому следует контролировать себя в высказываниях по отношению к ученику, если имеет место такая ситуация, не унижать его досто­инство. Конечно же никакого рукоприкладства.

— В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Это может породить разрозненность в классе. У ребенка может упасть его самооценка, он может замкнутость; или же назло Вам соответствовать ярлыку «плохой». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

— Необходимо находить индивидуальный подход к ученику процессе обучения и воспитания.

Опираясь на Ваш богатый жизненный опыт, опыт работы школе искать различными способами подход к ребенку, учитывать его индивидуальные особенности и в соответствии с ним выбирать свою линию поведения.

— Немаловажно поощрять генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, готовность и умение брать на себя ответственность со стороны учащихся.

Возможно проявить творчество с Вашей стороны для поощ­рения ребенка (доска почета, дополнительная красивая наклейка, жетончик, благодарственное письмо родителям и т.д.). Все это будет дополнительно мотивировать его к учебной деятельности.

— Развитие способностей и поддержка стремлений ученика важнее, чем передача сведений и навыков.

Необходимо не только передавать ребенку свои навыки и зна­ния о чем-либо, но и поддерживать желание и стремление ребен­ка, если он хочет выполнить то или иное задание своим спосо­бом, если он считает, что так будет проще и лучше. Одобряйте и способствуйте развитию его стремлений и умений.

— Важно видеть и понимать изменения в ученике.

Эти изменения могут происходить от смены настроения до интеллектуального и личностного развития. Учитывайте при ра­боте каждое Вами замеченное изменение в ученике, обращайте внимание на каждого учащегося в Вашем классе.

— Сотрудничество учителя и ученика на уроках — одно из усло­вий сохранности здоровья школьников.

Помощь со стороны взрослого — это поддержка в трудных для ребенка ситуациях. Поверьте, он Вам за это очень благодарен. Его успех — это Ваш успех, а это, в свою очередь, хорошие, по­ложительные эмоции, которые способствуют психическому здо­ровью.

— Юмор — лучший способ создания условий успешности.

Почему юмор? Да потому что именно он способствует раз­рядке напряженной ситуации, поиску верного решения в случае ошибки, снятию внутреннего напряжения и успокоению («На меня не сердятся!», «Все нормально, ситуация исправима»).

— Создание положительных эмоций — средство повышения ка­чества обучения, улучшения здоровья школьников.

— И, конечно же, двигательная активность, гимнастика для глаз, рук, снятие мышечного напряжения во время урока.

Все это является необходимым условием для создания психо­логического комфорта на уроке и средством успешности учебной деятельности.

 

 

Психологические игры, упражнения в помощь учителю при подготовке учащихся к внешнему

оцениванию учебных достижений (ВОУД)

 

 

 

 

 

«Как лучше подготовиться к экзаменам»

  1. Упражнение «Назови меня»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

Время: 10 минут.

Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись.

А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

Анализ упражнения:

Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Как вы думаете, для чего именно мы провели это упражнение?

 

2.Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»

Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Время: 15 минут.

Как подготовиться психологически

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа.

Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач!

 

  1. Кинезиологические упражнения

Цель: развитие координации движений.

Инструкция:

  1. Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.
  2. Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу.
  3. Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки.
  4. Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Цель: развитие зрительной памяти.

  1. Ведущий чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета в течение пяти секунд. Показывает остальным играющим свой рисунок. Все дружно как можно точнее его копируют. Повторить 4-5 раз, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.
  2. Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) 3 геометрические фигуры (например: круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Просмотрев все фигуры, участники должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задания рекомендуется его усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.
  3. 4. Упражнение «Повтори за мной».

Цель: развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.

Время: 15 минут.

Инструкция: Встаньте в круг, сейчас под веселую музыку мы потанцуем, но делать это будем так: вначале каждый выполнит какое-нибудь движение, а по моему хлопку надо выполнять движение соседа справа. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору».

Анализ:

Какое у вас настроение?

К кому вернулось его движение?

Изменилось оно или нет?

Покажите, какое движение было первоначальным?

  1. Упражнение «Найди свою звезду»

Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

Время: 20 минут

Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо.

И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они вас поведут дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

 

«Поведение на экзамене»

  1. Упражнение «Эксперимент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Время: 10 минут

Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕР нестиЭТоГ’оСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО; наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

  1. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»

Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.

Время: 15 минут.

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
  • сядь удобно,
  • глубокий вдох через нос (4-6 секунд),
  • задержка дыхания (2-3 секунды).
  1. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  4. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  8. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
  9. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»

Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.

Время: 10 минут.

Инструкция: Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что…»

Анализ:

Трудно ли было хвалить себя?

Какие чувства вы испытали при этом?

  1. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.

Время: 20 минут.

Инструкция: Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Анализ:

Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

 

  1. Упражнение «Волшебный карандаш»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники группы сидят в кругу.

Инструкция: У меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.

Анализ:

Что принес вам этот день?

Помогли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?

Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.

«Способы снятия нервно-психического напряжения»

  1. Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Время: 10 минут.

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

  1. Мини-лекция

«Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

Время: 10 минут.

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

  1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
  2. Спортивные занятия.
  3. Контрастный душ.
  4. Стирка белья.
  5. Мытье посуды.
  6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
  7. Скомкать газету и выбросить ее.
  8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
  10. Слепить из газеты свое настроение.
  11. Закрасить газетный разворот.
  12. Громко спеть любимую песню.
  13. Покричать то громко, то тихо.
  14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  15. Смотреть на горящую свечу.
  16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  17. Погулять в лесу, покричать.
  18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
  19. Упражнение «Снежки»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время: 10 минут.

Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите лист, скомкайте его. Делимся на 2 команды и по моему сигналу вы начнете перекидываться своими снежками, стараясь забросать соперников.

Анализ:

Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

«Как бороться со стрессом»

  1. Упражнение «Дождь в джунглях»

Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.

Время: 10 минут.

Инструкция: Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру.

Анализ:

Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

  1. Упражнение «Декларация моей самоценности»

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Время: 15 минут.

Инструкция: Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн самому себе. А теперь я попрошу вас прочитать вслух, все вместе.

«Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, —тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящий и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!»

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВОУД

Успех любой деятельности в значительной степени за­висит от условий и организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур, основанных на тех­нологии тестирования, требует учета особых организацион­ных моментов. Психологи выявили факторы, мешающие выпускникам во время проведения ВОУД и влияющие на их эмоциональное состояние.

Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, вы­явлены:

— шум в аудитории;

— негромкий голос организаторов проведения ВОУД в ауди­тории;

— яркая одежда организаторов проведения ВОУД в аудито­рии;

— стук каблуков.

Рекомендации психологов

1.Объясняйте правила заполнения бланков последова­тельно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся пони­мание инструкции.

2.Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ при­влечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и ин­тонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что-то, уменьшите темп и ис­пользуйте приемы выразительной речи.

3.Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные уча­щимися. Перед началом экзамена предупредите учащихся, на вопросы какого характера, они могут получить от вас ответ, и на какие вопросы вы не имеете права отвечать.

4.Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально Это поможет избежать шума в аудитории.

5.Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять настроение и, наоборот, сочетание некото­рых цветов может вызвать раздражение окружающих. По­старайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке.

Своим поведением, во время проведения экзамена, по­казывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональ­ное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

При опросе учащиеся отмечали, что во время сдачи эк­замена они находятся в состоянии беспокойства, пережива­ют отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных пере­живаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников.

Помните о правилах эффективного общения.

Не используйте в общении с учащимися:

  • Угрозы («Если ты не прекратишь ..»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, гово­рите от первого лица. Сообщите о себе, о своем пережи­вании, я не о нем, о его поведении.
  • Критику («Сколько раз уже говорили .. », «Слушать надо было … »). Такие высказывания негативно влияют на со­стояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказы­ваний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не слышат ответов, кото­рые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.
  • Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ни­чего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правше, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «в ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».
  • Высмеивание («Не будь лапшой ..», «Что за тупица …»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в сво­их силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.
  • Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные высказы­вания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал ис­пытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен …)» и пред­ложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

 

 

 

Не забывайте, что главное препятствие на пути эффек­тивного общения — это автоматические ответы. По­этому старайтесь уточнить трудности, возникшие у учащегося, при помощи наводящих вопросов.

 

ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И

СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или вовремя него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шар» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием:

нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать?

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬЮ

  1. Приспособление к окружающей среде.

Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих экзамены, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

  1. Переименование.

Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

  1. Разговор с самим собой.

Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат, и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

4.Систематическая десенситизация.

Этот метод разработан Йозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

— Встать утром и выслушать мамины указания.

— Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

— Поездка на место проведения экзамена.

— Рассаживание по местам.

— Получение тестовых бланков.

— Заполнение бланков — титульных листов.

— Решение заданий …

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представление еще более детализировать шаги.
ГОТОВИМ К ВОУД

Стратегии работы с детьми групп риска

 

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют за­дания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, тре­бующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, за­то прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных дос­тижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности

Процедура ВОУД требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они как правило, обладают хорошей переключаемостью, что по­могает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торо­пись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию кон­троля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необхо­димо создать у таких детей ощущение важности ситуации экза­мена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ВОУД.

Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавяз­чиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверя­ешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в клас­се так, чтобы их возможности с кем-то общаться были мини­мальны.

 

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабиль­ность психических функций. Они с трудом переключаются с од­ного задания на другое. Они основательны и зачастую медли­тельны. Еще одна их особенность заключается в том, что им тре­буется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Основные трудности

Процедура внешнего оценивания учебных достижений требует высокой мобильности: необходимо бы­стро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения тренировать до­вольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каж­дого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты мо­жешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое зада­ние на экзамене.

Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ

Краткая психологическая характеристика

Известно, что у человека три основ­ные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зри­тельная) и кинестетическая (так­тильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей домини­рующий способ получения и переработки информации. Обуче­ние в школе обычно включает опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности

ВОУД имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает за­дачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных катего­рий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего ус­ваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше поса­дить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (на­пример, подвигать ногами под столом). Им также стоит разре­шить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).


Как вести себя на экзамене.

  1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.

2.Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.

  1. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.
  2. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.
  3. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  4. Не сдавать письменные работы без проверки

 

III

Методические рекомендации родителям

  1. Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам (общие рекомендации)
  2. Список используемой литературы

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

(Общие рекомендации):

* Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок по­лучит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не являет­ся совершенным измерением его возможностей.

* Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенно­стей может эмоционально «сорваться».

* Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

* Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребе­нок боится неудачи, тем более вероятности до­пущения ошибок.

* Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение со­стояние ребенка, связанное с переутомлением.

* Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен че­редовать занятия с отдыхом

* Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

* Обратите внимание на питание ребенка: во время интен­сивного умственного напряжения ему необходима питатель­ная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс ви­таминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д.стимулируют работу головного мозга. По­могите детям распределить темы подготовки по дням.

* Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.

Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, до статочно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по

 

плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по пред­мету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).

Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучай­те ребенка ориентироваться во времени и уметь его распреде­лять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокой­ствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не но­сит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный от­дых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа за­дания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на во­прос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревож­ность ребенка и обеспечить подходящие условия

для занятий

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake