MENUMENU
MENUMENU

Организация исследования при подготовке персонального проекта младшего школьника по теме «Топонимические сведения некоторых географических объектов Костанайской области»

ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация исследования при подготовке персонального проекта младшего школьника по теме «Топонимические сведения некоторых географических объектов Костанайской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ахметова Айгуль Есенболовна, зам.директора по УВР

Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого — патриотизм.

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туған жер.

Краеведческое образование в базовом проекте «Өлкетану» программы «Туған жер» способствует духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия и кружковую работу. Одной из задач проекта является создание условий для развития краеведческой деятельности и системы мероприятий по поддержке краеведения в организациях образования.

О важности использования местного языкового материала (топонимики, антропонимики, диалектной лексики и т.п.) в процессе преподавания стали говорить еще в XIX столетии, когда в обществе пробудился интерес к жизни народа, его быту, обычаям, фольклору.

Важнейший объект краеведения – региональная топонимия. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа и поэтому является ценным источником познания истории языка и культуры. Кроме того, в этой лексике проявляются языковые закономерности, и наблюдение над этим языковым материалом будет способствовать наиболее глубокому проникновению в смысл и содержание слова, совершенствованию у учащихся навыков лингвистического анализа и раскрытию многих «тайн» родного языка.

Лингвистическое краеведение в методическом аспекте становится основой для изучения культуры и истории родного края, истории народа-носителя данного языка и истории сопредельных территорий. Вместе с тем, считаю, что наиболее значимыми являются формы работы, непосредственно ориентированные на практическую деятельность обучаемых: самостоятельный поиск материала, сбор и обработка диалектного материала, участие в проектной деятельности по краеведению.

Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит средством стимулирования познавательного интереса младшего школьника к изучению прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает у учащихся большой интерес.

Местная топонимия – это название городов сел, деревень, поселков, области, края, это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков и т.п.), это названия, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков. Для элементарных топонимических исследований в условиях городской школы необходимо привлекать архивные материалы (выписку из деловых документов ХVII-XIX в.в.), документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари. Нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев и библиотек.

Начать топонимическое изучение родных мест можно со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности села, рек и ручьев, прудов и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности. Со­вокупность названий данного типа опреде­ляется как микротопонимия (от греч. «микро» — малый плюс «топоним» — имя места) города. Этот пласт лексики содержит цен­ную и богатую информацию об истории са­мого города и его современной жизни.

Обращение именно к этому материалу обусловлено различными причинами.

Во-первых, микротопонимическая лексика, как и вообще все топонимы, привлекает внимание своей доступностью, что позво­ляет использовать ее как объект лингвокрае­ведческой работы уже в начальной школе. Л. Успенский в книге «Загадки топоними­ки» пишет, что «топонимы не подвержены никаким колебаниям. На них всегда уро­жай. Они не прячутся и не убегают. Идите к ним, они вас ждут» [Успенский: 1976, 266].

Во-вторых, микротопонимический ма­териал представлен названиями, окружаю­щими учащихся с детства, и поэтому может быть собран самими детьми на основе собственных наблюдений. Микротопони­мы довольно доступны наблюдению, клас­сификации; под руководством учителя уча­щиеся могут овладеть навыками лингвис­тического анализа микротопонимов. Ре­зультатом лингвокраведческой работы может стать составление словаря регио­нальных микротопонимов, в котором будут отражены старые и новые названия улиц родного города.

В-третьих, именно микротопонимы яв­ляются живыми свидетелями исторического прошлого и настоящего родного края, выра­женного средствами языка. В процессе линг­вокраеведческой работы можно рассмотреть функционирование, значение и происхожде­ние микротопонимической лексики, разви­тие и изменение во времени тех или иных названий. Расшифровка таких названий да­ет возможность восстановить историческое прошлое родного края.

Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам.

Использование регионального материала в процессе преподавания в начальной школе, в частности микротопонимов, будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. Такая работа будет способствовать сохранению традиций того или иного региона и, следовательно, даст возможность решать не только образовательные задачи, но и воспитывать патриотов своей страны и своего края.