Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.
Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать
- само построение учебного процесса на уроке,
- выявить оптимальность задач,
- рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.
Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
- Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
- Краткий — достижения основных целей и задач;
- Комплексный — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
- Аспектный — отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
- дидактический,
- психологический,
- методический,
- организационный,
- воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.
Схема анализа урока
- Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
- Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
- Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
- Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
- Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
- научность — учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
- наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
- последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
- связь с практикой — прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
- Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
- Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
- Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
- Эффективность обучения — насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке — отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
- Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
- Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
- Выводы.
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
Анализ посещенного урока
ФИО учителя
|
«+» |
«-» |
Примечание |
Основные компоненты урока |
- Организация урока.
- Постановка цели.
- Выделение главного на уроке.
- Своевременный контроль.
- Активная занятость учащихся.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Четкая структура урока.
- Плотность урока.
- Результативность.
- Уровень обучения.
|
|
|
|
Формы и методы работы. |
- Проблемно-поисковые.
- Словесно-наглядные.
- Новые формы и методы.
- Индивидуальный дифференцированный подход.
- Использование ТСО.
|
|
|
|
Личность |
- Умение владеть классом.
- Личная культура.
- Педагогический такт.
- Эрудиция.
- Взаимоотношения с учащимися.
|
|
|
|
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий) |
|
|
|
2 вариант общей схемы анализа урока.
- Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
- Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
- Организационное начало урока:
- готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
- подготовленность учащихся — дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
- подготовленность классного помещения — чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
- Организационная структура урока:
- мобилизующее начало урока;
- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
- насыщенность урока и темп его проведения и т.д
- Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала;
- связь с жизнью и практикой и т.д.
- Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
- Деятельность учителя;
- научность и доступность изложения новых знаний;
- использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
- организация закрепления учебного материала;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проверка и оценка знаний и умений учащихся;
- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
- эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
- контакт учителя с классом и т.д.
- Деятельность учащихся:
- подготовка рабочего места;
- поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
- состояние их устной и письменной речи;
- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
- отношение учащихся к учителю;
- степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
- Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
- Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
- Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
- Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
- Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
- На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
- Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
- Как отбирались для урока формы обучения?
- Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
- Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
- За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
- Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
- в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
- оценка рациональности избранной формы опроса,
- правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
- оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
- четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
- удалось ли ее реализовать в полной мере,
- стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
- активное участие в нем всех учеников,
- умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
- насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
- как обращалось внимание на усвоение главного,
- на логичность плана ответа,
- на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
- были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
- доступность изложения учебного материала,
- выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
- оптимальным ли был темп изучения нового,
- проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
- содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
- оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
- дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
- выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения
При сообщении домашнего задания обратить внимание
- оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
- прокомментировано ли домашнее задание,
- требования к оформлению,
- дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока.
№ |
Вопросы для итогового анализа |
Оценка оптимальности действия учителя |
1 |
Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? |
Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач |
2 |
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них? |
|
3 |
Как можно оценить избранное содержание урока? |
|
4 |
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля
- при опросе
- при изучении нового материала
- при закреплении
- при обобщении изученного
|
|
5 |
Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам? |
|
6 |
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
7 |
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:
- составление опорных схем, конспектов
- использование обучающих программ;
- составление заданий и задач с развивающим содержанием;
|
|
8 |
Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
9 |
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников? |
|
10 |
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников? |
|
11 |
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
Примерная схема записи урока.
- Школа, класс, предмет, учитель, дата.
- Тема урока.
- Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
- Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.
|