MENUMENU
MENUMENU

Положения о логопедическом пункте

Положения

о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (школе)

I. Общие положения

1. Логопедический пункт при общеобразо­вательном учреждении (школе) организуется для оказания помощи детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений устной и письменной речи, своевременное предупреж­дение и преодоление неуспеваемости, обус­ловленной речевыми расстройствами, а так­же пропаганда логопедических знаний сре­ди учителей и на­селения.

2. Логопедический пункт открывается ор­ганами управления образованием. За каж­дым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество классов. Открытие логопедического пункта в городском учреждении осуществля­ется при наличии 14 — 16 классов, в сель­ском учреждении — при наличии 9- 12 классов. Может быть открыт такой логопедический пункт при общеобразовательном учреждении, который обслуживает и учащихся школы и дошкольников детского сада. Общее количество обслуживаемых классов (групп) не должно превышать 12 — 14.

3. Руководители образовательных уч­реждений (школ-комплексов, гимназий, ли­цеев), расположенных как в городской, так и сельской местности, имеют пра­во открывать логопедические пункты незави­симо от количества классов.

II. Организация логопедической работы

1. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (об­щее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию)).

2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы. Коррекционное обучение выявленных детей с нарушениями речи может быть организовано в июне.

Дети с недостатками речи регистрируются в списке (приложение 1) для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (приложение 2).

3. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению знаний(дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушениями письма и чтения). Одновременно на городском пункте занимается 20-30 человек, на сельском — 15 — 25 человек.

4. Основной формой организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование в группы детей разного возраста:

— с общим недоразвитием речи (ОНР) — 3 — 5 чел.;

— с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР 4 – 6 чел.;

— с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) 3 – 5 чел.;

— нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН 4 – 6 чел.;

— с заиканием 3 — 4чел.;

— с недостатками звукопроизношения 5 — 6 чел.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ринолалия, дизартрия, ОНР 1-2 уровней).

5. Занятия с каждой группой детей проводятся 2—3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий 40 — 45 мин; подгрупповых – 25 — 30 мин; индивидуальных 20 – 25 мин.

6. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с ФФН и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма, им обусловленным, занимаются на логопедическом пункте от 2 до 2,5 лет в зависимости от степени нарушения.

7. Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков.

8. Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в те­чение всего учебного года по мере устра­нения у них недостатков речевого развития.

9. В случае необходимости для уточнения психо­физического состояния дети с согласия родителей могут отправляться логопедом на консультации к врачам-специалистам (нев­ропатологу, психиатру, отоларингологу и др.) или в ПМПК.

10. Ответственность за посещение деть­ми занятий на логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, педагогов школы и родителей.

III. Учитель-логопед

1. Учителями-логопедами назначаются ли­ца, имеющие дефектологическое образова­ние (специальность «логопедия»), «олигофренопедагоги» и «сурдрпедагоги» при условии прохождения курсов переподготовки), высшее педагогическое образование по специальностям: «учитель русского (казахского) языка и литературы», «учитель начальных клас­сов», с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности «лого­педия».

2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

3. Учитель-логопед отвечает за своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, комплектова­ние пункта, качество коррекционного обуче­ния.

4. Учитель-логопед:

— проводит занятия с детьми по исправлению недостатков устной и письменной речи и содействует тем самым преду­преждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первич­ным дефектом;

— консультирует учи­телей и родителей по вопросам неуспеваемости в связи с речевыми нарушениями и дает рекомендации по ее предупреждению и преодолению;

— осуществляет систематическую связь с учителями, работающими с детьми, посещающими логопедиче­ский пункт;

— осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами, врачами-спе­циалистами детских поликлиник, ПМПК, реабилитационными центрами, кабинетами психолого-педагогической коррекции;

— ведет пропаганду логопедических знаний среди работников образования, родителей, выступает на педагогических советах, родительских собраниях с докладами о задачах, содержании, результатах логопедической ра­боты, специфике логопедической коррекции по преодолению неуспеваемости школьников, имеющих нарушения речи;

— участвует в работе методических объеди­нений учителей-логопедов (района, города);

— составляет ежегодный отчет по форме (приложение 3), который представ­ляет администрации школы;

— повышает свою профессиональную ква­лификацию (раз в 5 лет) и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников.

5. Логопед организует коррекционное обучение учащихся всех классов (начальных, средних и старших). Недельная нагрузка составляет 18 часов (без учета времени на консультативную работу).

6. Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ (детских садов) действующим законодательством предусмотрены все льготы преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей-дефектологов (20% надбавка к заработной плате).

IV. Руководство работой логопедического пункта:

1. Руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществляется ор­ганами управления образованием, в ведении которых находится логопедический пункт, а также администрацией школы, на базе которой открыт логопедический пункт.

2. При наличии в районе, городе, области, нескольких логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях могут создаваться методические объединения учителей-логопедов в район­ных (городских), областных, методических кабинетах или в институтах повышения квалификации работников образования.

Руководство методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов, как правило, имеющего по итогам аттеста­ции звание старшего учителя-методиста, на­значаемого органами управления образова­нием.

Руководство методическим объединением должно оплачиваться из средств местного бюджета в размере 0,25 ставки методиста при наличии в объединении 5—10 человек и 0,5 ставки, если в объединении свыше 10 человек.

V. Материально-техническое и финансовое обеспечение

1. Для логопедического пункта местными органами управления образованием выделяется специальный кабинет не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям (наличие умывальника, пра­вильной освещенности и т.п.), оснащенный специальным оборудованием (приложение 4).

2. Логопедический пункт, организованный в помещении общеобразовательного учреждения, учитывается как клаcc-комплект при установлении числа ставок младшего обслуживающего персонала.

3. Логопедический пункт финансируется местными органами управления образованием или общеобразовательным учреждением, в ведении которого он находится.

4. Учителю-логопеду, обслуживающему несколько сельских общеобразовательных учреждений, должна быть предусмотрена оплата дорожных расходов.

5. В отдаленных от райцентра общеобразовательных учреждениях (полных и малокомплектных школах) оказание логопедической помощи детям может осуществляться учителями родного языка (начальных классов), прошедших курсовую переподготовку по логопедии. За проведение логопедической работы предусматривается дополнительная оплата в размере 0,25 (0,5) ставки учителя-логопеда. При этом логопедическая работа организуется в соответствии с данным Положением.

Приложение 1

Список учащихся с недостатками речи (заполняется логопедом после обследования учащихся)

 

 

Ф., и.

 

Школа

 

Класс

 

Дата

 

Успеваемость по родному языку к мо­менту обследования

 

Логопедическое заключение

 

Примечания *

 

               

* В графе «Примечание» – отмечается, зачислен ли ученик на логопедические занятия, или даны рекомендации учителю, родителям и т.п.

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого учащегося при приеме на логопедический пункт)

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Школа, класс.
  3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления на логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей.

7. Заключение психиатра.

8. Данные о ходе развития речи.

9. Состояние слуха.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характе­ристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замены по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры;

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов. Привести примеры;

в) произношение и различение звуков: смешение звуков, отсутствие, искажение, замена и искажение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом. Привести примеры.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замены согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (буквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

  1. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту).

17. Заключение логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).

Приложение 3

Цифровой отчет об оказании логопедической помощи учащимся школ

Учащиеся

 

Классы

 

Количество учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи

С ОНР и обусловленными им нарушениями чтения и письма С ФФН и обусловленными им нарушениями чтения и письма С нарушени

ями произношения

 

С заиканием

 

Выявлено

 

 
Зачислено

 

 
Выпущено

 

 
Оставлено для продол­жения занятий  
Выбыло

 

 

Приложение 4

Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического пункта

1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50X100) 1шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9X12) 8шт.

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Умывальник 1 шт.

5. Классная доска 1 шт.

6. Шкафы для пособий 2—Зшт.

7. Стол канцелярский 1 шт.

8. Стулья 5 шт.

9. Комплект парта — стул 8шт.

10. Разрезная настенная азбука 1 шт.

11. Касса букв 10 шт.

12. Песочные часы 1 шт.

13. Секундомер 1 шт.

15. Магнитофон 1 шт.

16. Кодоскоп 1 шт.

17. Экран 1 шт.

18. Компьютер 1 шт.

19. Видеомагнитофон 1 шт.

20. Учебные пособия.

  1. Настольные игры, игрушки, конструкторы.

Данное Положение может быть использовано при открытии логопедических пунктов при дошкольных учреждениях.

Исполнитель: М.Грушевская