MENUMENU
MENUMENU

"Games for speech development"

«Игры на развитие речи»

  Чьи покупки?”     Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.   Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. “Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишкаовощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил”. Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: “Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?” В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.    
  Подбери словечко     Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказатьсвежий (воздух, огурец, хлеб, ветер); “старый (дом, пень, человек, ботинок); “свежая (булочка, новость, газета, скатерть); “старая(мебель, сказка, книга, бабушка); “свежее (молоко, мясо, варенье); “старое(кресло, сиденье, окно).              
  Скажи наоборот     Цель: расширение словаря антонимов. У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. 1. С опорой на картинки: Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а зимой … 2. Без опоры на картинки. Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой …
  Кто кого обгонит?”     Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.   Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: “Кто кого обгонит?”   Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека).          
  Незнайкины ошибки    Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.   Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.                         В осеннем лесу. Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!            
  Мама потерялась    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятийДикие животныеиДомашние животные”. В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).      Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка).               Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка).               Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка).            Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка).        Ежиха ищет…(ежонка). Медведица ищет…(медвежонка).Белка ищет…(бельчонка). В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)    
  День рождения Мишутки    Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример: Орехибелке. Мишутка ждёт белку. Рыба … –  Мишутка ждёт… Морковь … –  Мишутка ждёт… Грибы … –  Мишутка ждёт… Зерно … –  Мишутка ждёт… Трава … –  Мишутка ждёт…
Федорино горе   Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Читаем отрывок из стихотворенияФедорино горе”. Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую. При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.   Федорино горе Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных(вилок). Нет покинутых сироток –  Чёрных, гнутых(сковородок). Нет запачканных грязнуль –  Битых, ломанных(кастрюль). Не видали близко люди, убежавших от букашек Много дней немытых(чашек), Скрывшихся от таракановмутных, треснувших(стаканов). Как Федора ни смотрела, Не нашла нигде…(тарелок). Скрылся от Федоры ножик,   Нет больших столовых…(ложек).
Похожие слова      Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие словаэто слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятельдругвраг; Грустьрадостьпечаль; Едаочисткипища; Трудзаводработа; Танецпляскапесня; Бежатьмчатьсяидти; Думатьхотетьразмышлять; Шагатьсидетьступать; Слушатьглядетьсмотреть; Трусливыйтихийпугливый; Старыймудрыйумный; Бестолковыймаленькийглупый; Смешнойбольшойогромный.  
  Семейная олимпиада  Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.   В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.   Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросыкакой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”. Например: трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.        
  Два брата     Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ищабольшой домище. У Ика был носик, а у Ищаносище. У Ика были пальчики, а у Ищапальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. Глазикглазище; ротикротище; зубикзубище; котиккотище; кустиккустище; шарфикшарфище; ножикножище; коврикковрище; слоникслонище.  
  Назови ласково     Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).    
  Магазин посуды     Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.   Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супасупница. Посуда для салатасалатница; посуда для хлебахлебница; посуда для молокамолочник; посуда для масламаслёнка; посуда для конфетконфетница; посуда для сухарейсухарница; посуда для солисолонка; посуда для сахарасахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.            
    Найди по цвету      Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красноеяблоко, кресло, платье. Желтаярепа, краска, сумка. Синийвасилек, баклажан, карандаш.            
  Выбери правильное слово     Цель: развитие мышления, речевого внимания.   Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.          Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).            
  Найди картинку     Цель: развитие анализа и синтеза.   Цель: развитие анализа и синтеза. Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; шоссе, кондуктор, водитель, остановка; эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.          
  Скажи наоборот     Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборотсветло.   ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)                       ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
  Два приятеля                                     Цель: развитие словаря синонимов.                                            Придумай слова-приятели к данным словам:                           крошечный – (маленький), смелый – (храбрый), прекрасный – (красивый).