MENUMENU
MENUMENU

Exercises for correction of defects zvukoproiznoshenija students.

Exercises for correction of defects zvukoproiznoshenija students.

Статистические упражнения.

  1. «Лопаточка»широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 минут.
  2. «Чашечка»рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык 10 – 15 минут.
  3. «Иголочка»рот открыть, высунуть язык далеко вперёд, напрячь его, и сделать узким. Удерживать 15 минут.
  4. «Горка»рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Держать 15 сек.

Динамические упражнения.

  1. «Часики»высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху.

Двигать языком из угла рта в медленном темпе.

  1. «Лошадка»присосать язык к нёбу, щелкнуть языком медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 -15 раз.
  2. «Грибок»раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
  3. «Качели»высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать 10 – 15 раз.
  4. «Вкусное варенье»высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

Задания на развитие языкового анализа.

  1. Вставьте нужный слог:

Ка…даш, …рандаш, каран…

Ка…ванн, …раван, кара…

Само…, …мовар, СА…вар

.

  1. Изменяя один звук слова, составьте цепочку:

Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сом.

  1. Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова:

Па – р

Па – рк

Па – ром

Па –руса

.

  1. Составьте цепочку слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

Лист – танк – комар – ракета – арбуз – забор

  1. Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком: Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил.
  2. «В зоопарке»

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра спросила: «Какие животные тебе больше всего понравились?» Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук Л».

Лена подумала и сказала: «Наверное, это …» Каких зверей назвала Лена?

Задания на корректировку грамматического оформления речи.

  1. Измените слова по образцу:

Листья клёна – кленовые листья

Улицы города –

Лист капусты –

  1. Поставьте по очереди слова в предложение:

Я налью молоко в стакан из … (миска, бидон, кувшин, графин).

  1. Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков:

Учитель рисует

Писатель учит

Пекарь поет

Певец пишет

Художник печёт

.

  1. Составьте предложения, меняя или добавляя одно слово:

На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая ель. На поляне стоит высокая, старая ель.

На широкой поляне стоит высокая, старая ель.

  1. Закончите фразу:

В зоопарке разные звери: рыжая … , сильный …., красивый …., белокрылый …, .

У меня всегда текут слёзы, когда мама режет … .

Я положила в стакан кислый …

Мы любим ходить в …

.

Упражнения на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

  1. Найди неправильно написанную букву:
  2. Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя часть слова закрыта).
  3. Прочитайте слоги так, чтобы получились слова:

бе ли над мо цикл

по жамопись то

лобажуса си

  1. Чтение или составление слов отличающихся одной буквой:

Кот – кол, муха – мука, хлеб – хлев, следы – слёзы

.

  1. Дополните слова:

Лак (шлак), лев (хлев), кол (укол), луг (плуг), лень (олень)

  1. Найдите слово в слове:

Кобра (кора), краска (каска), краны (раны, рак), кров (ров, вор), крот (рот, кот, ток), кисель (ель, сел)

  1. Составьте и прочитайте слова:

ка…. …ка… …кА

со… …со… …со

…….

  1. Буква потерялась:

_ошка, _рот, нит_а, _рокодил

Кук_а, _иса, сто_, ос_ик, усну_ .

…..