MENUMENU
MENUMENU

Didactic games and exercises on the formation of phonemic perception and phonemic analysis in children of preschool age.

Didactic games and exercises on the formation of phonemic perception and phonemic analysis in children of preschool age.

(В помощь родителям и воспитателю)

Игра «Назови слово и подбери букву».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (шишка, сливы, зебра, жираф), буквы (ш, с, з, ж)

Цель: 1. Дифференциация свистящих и шипящих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а к глухим звукам – звонкую пару.

 

Вариант II.

Оборудование: предметные картинки (топор, дятел, бочка, подсолнух), буквы (т, д, б, п)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а глухим звукамзвон кую пару.

Что общего между словами: топор, бочка, дятел? (При затруднении обратить внимание на количество гласных в словах. Подвести детей к выводу: сколько в слове гласных, столько и слогов).

Вариант III.

Оборудование: предметные картинки (ракета, муравей, наперсток, луна), буквы (р, м, н, л)

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Подумать объяснить и доказать, что общего между этими звуками (звуки похожи тем, что они согласные, в словах бывают твёрдые или мягкие, звонкие). Выделить первый слог из каждого слова и образовать два новых слова (луна, Мура).

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки (космонавт, гусь, кит, художник), буквы (к, g, х)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать звонкий звук, его глухую пару. Подумать и сказать, какой звук не имеет пары. Прошу прочитать букву, обозначающую пер вые звуки слов кит и космонавт. Подвожу детей к выводу, что од на буква обозначает два звука: к и к.

Какие два слова можно объединить? Почему? (Художник и космонавтэто профессии). Назовите профессии, в названиях которых встречаются звуки к, g, х. Укажите место звука в слове.

Третья группа игр и упражнений направлена на развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, развитие слогового и языкового анализа и синтеза.

Игра «Помоги Незнайке».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (индюк, утка, аист, осы), пустой квадратик.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, какие две картинки можно объединить. Объясните почему. Назовите птицу, название которой начинается тоже с гласного звука (аист). Составьте предложение об этих птицах, используя «маленькое слово» а. (Утка и индюкдомашние птицы, а аистдикая).

Вариант III.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (согласные

глухие).

  1. Развитие логического мышления.

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, что общего у цыплёнка и самолёта (у них есть крылья); трактора и хлеба (трактором пашут поле, чтобы просадить хлеб); трактора и самолёта (это транспорт). Назовите виды транспорта, в названии которых встречается звук т. Укажите место этого звука.

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки, название которых начинается с гласных букв я, ё, е, ю.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (йотированные гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подберите слова к слоговым схемам (___________, _________, ___________.) Назовите ударную гласную. Подумайте и скажите, из каких звуков состоят гласные: я, ё, е, ю.

Четвёртая группа игр «Кроссворды» направлена на закрепление звукобуквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи.

Вариант I.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (wild animals).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это дикие животные). Назовите травоядных животных. Объясните, почему их так называют. Назовите детёнышей этих животных.

Относится ли лев к травоядным? Кто он? Какие слова-признаки можно подобрать к слову лев? (Смелый, сильный, грозный и так далее).

Вариант II.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (инструменты).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это инструменты). Найдите два слова и выделите первые слоги этих слов. Образуйте слово, обозначающее название игры (лото). Назовите слова-действия, которые выполняют этими инструментами (клеща ми кусают, топором рубят, пилой пилят, лопатой копают).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (рыбы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это рыбы). Постройте «пирамиду» из слов-названий рыб, «положив» в основание самое длинное слово, второе покороче, третьесамое короткое.

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (птицы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это птицы). Назовите перелётных и зимующих птиц. Объясните, почему их так называют.

Составьте предложения со словом голубьтак, чтобы это слово было на первом, третьем, четвёртом месте в предложении. Вспомните правила написания предложения:

  • начало предложения пишем с большой буквы.
  • в конце предложения ставим точку.
  • слова в предложении пишутся отдельно.

Зарисуйте схемы этих предложений.

Прочитайте слова, которые «спрятались» в словах чайка-чай, голубь-гол.

Пятая группа игр направлена на закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Игра «Прочти слово».

Вариант I.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза. Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Вариант II.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Прочитайте слово наоборот (Рим). Что это такое? (Римэто название города, при необходимости объясняю). Вспомните и скажите, как пишутся названия городов? (Названия городов пишутся с большой буквы). Что ещё пишем с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия рек, начало предложения).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, что испекла мама? Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить последний звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово. Поду майте и скажите, что ещё можно печь? (Хлеб, печенье, пряники). Укажите место звука п в этих словах. Что можно сказать о звуке п в словах печенье, пряники (в слове печенье звук п мягкий, а в слове пряники звук п твёрдый).

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, кто спрятался под креслом, выделив второй звук в каждом слове. «Прочитай» слово по звукам. Соотнеси звуки с буквами. Запиши слово.

Измени один звук в слове так, чтобы получилось новое слово. Коткит.

Игра «Цепочка слов»

Цель: 1. Упражнять детей в определении первого и последнего

звука.

Ход игры. Посмотрите внимательно на картинки и составьте «цепочку» из слов. «Цепочку» мы начнём от слова со звёздочкой. Что бы продолжить «цепочку», надо выделить последний звук в этом слове (это звук к). А теперь найдите слово, которое начинается с того же звука. (Продолжить «цепочку» аналогичным образом). Ка кие слова не вошли в «цепочку»? Почему?

Игра «Найди одинаковый звук».

Вариант I.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

  1. Дифференциация звуков р – л.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?

Вариант П.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

  1. Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Какие картинки можно объединить между собой? (Корова, верблюд). Почему? (Потому что этодомашние животные). Назовите детёнышей этих животных. Какую пользу приносят эти животные?

Запомни и назови где, какая картинка расположена. (Корова в левом верхнем углу и так далее).

Вариант III.

Цель: 1. Выделение звука о из слова.

  1. Указание места звука.
  2. Деление слов на слоги.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. – Все ли картинки были названы? Почему?

На сколько групп можно разделить эти слова?

На три группы.

Почему?

В первой группе слова, состоящие из одного слога:

йод, волк; во второй группе слова, состоящие из двух слогов: шапка, циркуль; в третьей группе слова, состоящие из трёх слогов:

ножницы, мухомор.

Вариант IV.

Цель: 1. Автоматизация звука ш.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого зву ка. Все ли картинки были названы? Почему?

Назовите самые короткие слова (шар, шлем). Назовите самое длинное слово (черепаха).

Вариант V.

Цель: 1. Выделение звука и из слова.

  1. Указание места звука.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого зву ка. Все ли картинки были названы? Почему?

Что общего между дельфином и тюленем? (Жители моря).

Игра «Определи пропущенную букву».

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слова по картинкам (шар, лук, сом, зонт, жук). Соотнести звуки с написанными буквами (ш-р, л-к, с-м, з-нт, ж-к). Услышать пропущенный звук, до писать букву. Прочитать слово. Назвать одним словом буквы, которые вставляли (гласные). Что объединяет эти слова? (Количество слогов).

Игра «Собери буквы в слово»

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Закрепление звукобуквенного анализа.

Ход игры. Предлагаю детям назвать каждую из картинок, выделить в слове звуки по порядку, соотнести звуки с буквами. Собрать бук вы в слово. Прочесть слово по буквам. Подобрать слова к слоговым схемам __ы а__(тыква), __о__ы__ (осы). Назвать ударную гласную в этих словах. Назвать звуки по порядку в каждом слове.

Игра «Допиши предложение».

Цель: 1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу и соответствующей картинке словом (Трусливый, как заяц. Неуклюжий, как медведь. Сильный, как зубр). Объяснить, почему так говорят. Предлагаю назвать в дописываемых словах все звонкие (глухие) звуки. Указать ударную гласную в словах медвежонок, заяц.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.