MENUMENU
MENUMENU

Работа психологической службы школы по выявлению и поддержке одаренных детей

2 пр Актуальность проблемы:

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы.

3 пр Цель психологического сопровождения:

— Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. «

— Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых и способных детей,

— Раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;

— Сохранении психологического и физического здоровья.

4 пр Основная задача

Так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

5 пр Есть несколько видов одаренности, каждый человек сам находит себя и развивает свои способности:

Интеллектуальная одаренность:

предметно-академическая

-научно-исследовательская

-научно-техническая

-проектно-инновационная

Художественно-творческая одаренность

литературно-поэтическая

-хореографическая

-сценическая

-музыкальная

-изобразительная

Коммуникативная одаренность

организационно-лидерская

-ораторская

 

 

 

6, 7 през В чем отличие одаренного человека, то что

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Установление причинно-следственных связей.

Умение делать выводы.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Анализ ситуаций. Применение идей на практике.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия, умение рассуждать.

Способность к преобразованиям.

Высокая любознательность.

Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

8,9 пр Талантливые люди – главное богатство общества

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

ТАЛАНТ — сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ — состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность — потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!

10 пре Большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия: Деятельности ребенка, наследственности(задатки), социокультурная среда.

11,12 пре В работе с участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) использую психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности, который опробирован и помогает в раскрытии детских талантов. Такие методики как: «Диагностика творческих способностей учащихся», «Эрудит» (ШТУР), «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению», «Графический диктант», «Умственные способности учащихся «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» и т.д.

С родителями учащихся использую: Анкета «Экспертные оценки по определению одаренных детей», Методика «Способности вашего ребенка», Анкета «Оценка участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка».

С педагогами использую следующие методики: «Педагогические ситуации», Анкета «Экспертные оценки по определению одаренных детей», «Опросник креативности», Анкета «Определение склонности педагога к работе с одаренными детьми».

 

13 през Показываю Условия для развития одаренных детей Ш-Г 5 «А»

В нашей школе сложилась определенная система по работе с одаренными детьми. Мы создаем условия развития одаренности через информационную и презентационную работу на сайте школы, которая позволяет развивать способности ребенка; творческие проекты; кружковую работу (театральный, хоровой, вокальный, худ.чтение, робототехника, тоғызқумалақ); участие в дистанционных олимпиадах, проектах, конкурсах; проведение детских научно-практических конференций; факультативные курсы: «Юный Пифагор», «Толерантность», «В стране правопорядка»; проведение и участие в творческих конкурсах; экспериментальная деятельность.

Одним из важных условий развития детской одаренности является формирование языковой компетенции младших школьников, совершенствование у детей основных видов речевой деятельности, формирование и совершенствование читательской грамотности. Изучив различные исследования в данном направлении, а так же опыт работы казахстанских и зарубежных коллег наиболее эффективным и приемлемым к возможностям нашего учреждения нам показался опыт работы петербургских коллег, работающих по программе «Устремление». Автором которой является академик Засорина Л.Н.

Для внедрения опыта петербургских коллег на базе нашей школы по инициативе городского отдела образования была создана экспериментальная площадка. В связи с этим, деятельность службы психолого-педагогического сопровождения инновационной и опытно-экспериментальной деятельности была направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Одним из факторов существенно влияющим на развитие способностей учащихся явилась работа, по созданному педагогами совместно с психологом, пособию факультативного курса «По волнам моей речи». Задания данного курса дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, так как в их решении присутствует крупица открытия. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. Результаты работы показали, что учащиеся стали более успешно рассуждать, строить логические цепочки при обобщении, что позволяет построить речь на более высоком уровне.

 

14, 15, 16 през В работе с одаренными детьми используем проектные и информационно-коммуникативные технологии, ролевые игры, внеурочная работа по предмету, олимпиады, но хочу остановиться на дифференцированном подходе

Творческие задания: Придумать загадку; Составить кроссворд, ребус; Написать сочинение или рассказ, Составить вопросы или придумать викторину по заданной теме, выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ, драматизировать диалог, сказку, проективная методика Луизы Дюсс.

  1. 18, 19, 20. 21 през И хотела немного остановиться на тесте, который составлен детским психологом Луизой Дюсс. Он пригоден для проведения с детьми самого нежного возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Важно следовать инструкциям. Все сказки сближает общий фактор — персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя и которому приходится делать выбор. В зависимости от расположения духа ребенок будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или наоборот, тревожно; и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, будет сохранять до конца. Все сказки заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок. Цель теста: выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий среды во время тестирования, но, тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата. Ребенок должен почувствовать, что тест — такая же игра, как и все остальные, для этого надо выбрать удобный момент, пытаясь, может быть, даже стимулировать его, чтобы он сам попросил рассказать сказку. Тест не так легко поддается интерпретации, как кажется на первый взгляд. Необходимо будет вооружиться хорошо отточенными техническими средствами для проведения глубокого анализа результатов теста. Следует помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими в качестве ориентира для применения в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка и во время проведения других тестов.
    22 през Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении работы в школе, мы пытаемся достичь этого и достигаем!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.